Лермонтов . Гений : поэт и дуэлянт

Мне сын прислал фото фрески страшного суда ,
где якобы присутствует и Лермонтов .
Долго искала автора фрески …
Но так и не нашла .

Страшный суд

Пусть читатели простят моё невежество и дилетанство !
Но я считаю , что гений Лермонтова заслужил блаженство рая .
Каждый художник , кого бы он не хотел запечатлеть на своём полотне ,
изображает того , кого видит перед собой или того ,
кого хочет видеть .
На фреске изображён старик за 50 .
А жизнь Лермонтова оборвалась на 27 году жизни …
Практически – мальчишка , с богатейшим опытом военной карьеры и
гениальным поэтическим талантом …
Ему бы жить да жить и творить !
Но !!! Мы предполагаем , а Бог располагает .
Не нам смертным судить , кому и какую жизнь прожить .
Прежде , чем возражать , хочу предложить вам статью серьёзного автора ,
исследователя нашей российской истории Пилипенко А . Д . ,
старшего научного сотрудника Серпуховского историко-художественного музея .
* * *
В 1875 г. на средства приходского церковного старосты ,
серпуховского 1 гильдии купца Тимофея Ивановича Каштанова,
было проведено “возобновление” , т. е. капитальный ремонт
Богородицерождественского храма .
В частности , храм был « сделан тёплым » :
причём заложены арочные проёмы кольцевой галереи-паперти –
кроме её восточной , алтарной части .
Впоследствии внутри притвора , образованного закладкою арок ,
на западе , рядом с выходом из церкви : по древней традиции –
появилась картина Страшного суда .
По-видимому , она была написана уже в 1882 г. – когда ,
с разрешения епархиального архиерея , церковь украсил росписями
неизвестный художник на средства всё того же Т.И. Каштанова :
подмокловского уроженца и владельца суконной фабрики в Серпухове .

Одна из самых красивых церквей
18 века – в Подмоклово

Но осенью 1893 года , при ремонтных работах , проведённых очередным
церковным старостою серпуховским купцом Василием Ивановичем Каштановым ,
настенная живопись была поновлена ,
возможно – с существенным изменением второстепенных её деталей .

Как бы то ни было , в этой композиции ” Страшного суда ” ,
среди грешников , ввергаемых в адский огонь , изображён некто
с явными портретными чертами М.Ю. Лермонтова .

В начале 1934 г. это изображение было снято со стены и отправлено
на реставрацию – с дальнейшим предназначением для антирелигиозного музея ,
устраиваемого в стенах московского Страстного монастыря .
С 1955 г. подмокловская картина включена в экспозицию Музея истории религии
и атеизма в Ленинграде (Казанский собор) .
Сейчас она хранится в фондах Государственного музея истории религии
в Санкт-Петербурге .

Упомянутый персонаж был опознан как М.Ю. Лермонтов ещё в 1900 г. ,
когда в столичной газете « Северный курьер » появилась возмущённая заметка
её редактора Владимира Владимировича Барятинского
(возможно , сына приятеля Лермонтова) , призывающая прекратить
глумление над памятью любимого многими поэта :
« в церкви , в доме молитвы , прощения и братской любви » .
В ближайшем номере « Курьера » появилась ответная статья археолога
П. Панкратьева – утверждающая , что Лермонтов повинен
« как дуэлист в трёх тяжких грехах : убийстве , самоубийстве и
неповиновении властям » .
Известно, что представители интеллигенции г. Серпухова и
Алексинского уезда обращались к тульскому архиерею ,
в чьём ведении находился приход с. Подмоклово ,
прося разрешения изменить внешность изображённого на картине грешника –
в чём им было отказано (хотя в журнале « Старые годы » за 1913 г.
и появилась заметка , сообщающая об обратном) .
Среди жителей села утвердилась легенда , будто поэт был изображён
в церковной росписи « по приказу владельца с. Подмоклово – помещика …
за то , что он написал на владельца имения злую эпиграмму ,
был врагом этого помещика » .
Действительно , в середине XIX в. селом владели дворяне Васильчиковы –
но то были лишь однофамильцы князя Александра Илларионовича Васильчикова , –
который в своё время был мишенью для довольно едких шуток М.Ю. Лермонтова .
Имел основания считаться врагом поэта ( он участвовал как секундант
Мартынова в роковой пятигорской дуэли ) .
А.И. Васильчиков умер в 1881 г. – т.е. до создания пресловутой картины . Наконец , во 2-ой половине XIX в. церковь Рождества Богородицы
в Подмоклово являлась не усадебной , а приходской – и следовательно ,
содержание росписей , украшавших храм , должен был определять не помещик ,
а скорее всего , местный священник с причтом и старостою –
и непременно с разрешения вышестоящих духовных властей .
Что же могло вызвать к жизни подобную картину ?
Думается , что М.Ю. Лермонтов в данном случае осуждается не как личность
( решать , кому из конкретных людей место в аду – конечно , немалый грех ) ,
а как выразитель определённого идейного течения .
Вспомним , что подобным образом и примерно в те же годы изображался
Л.Н. Толстой .
Лермонтов , не будучи основателем антицерковного учения ,
подобного толстовству , всё-таки – одна из культовых фигур русского
неоромантизма рубежа XIX-XX веков .
А это течение было весьма влиятельным и , надо признать , характеризуется ,
среди прочего , « мировой скорбью » , богоборчеством – словом ,
чертами сатанизма .
Кроме того , заказчику фрески кажется , хорошо знакомы обстоятельства
похорон М.Ю. Лермонтова .
Как дуэлянт , убитый наповал , он считался самоубийцей .
На этом основании священник Скорбященской церкви в Пятигорске
отец Василий Эрастов отказался участвовать в его погребении .
По просьбе друзей убитого и за плату Лермонтова проводил в последний путь
настоятель той же церкви протоиерей Павел Александровский –
что потом вызвало донос и судебное разбирательство .
Не исключено , что священнослужитель , представленный на подмокловской
картине рядом с т. н. Лермонтовым в пламени ада , должен изображать о. Павла .
Интересно и то , что в газетной полемике 1900 года1900 г. по поводу данной картины обе стороны говорят о гибели Лермонтова на дуэльном поединке как о непосредственном поводе к его « живописному осуждению » .
И М.Ю. Лермонтов , действительно , есть самая приметная фигура
в истории русской дуэли – после А.С. Пушкина , который не был убит
наповал и успел приготовиться к смерти , как подобает христианину .
Между тем , в 1894 году ( время создания картины пролегает между
1875 и 1900 годами ) офицерам русской армии было не только позволено ,
но предписано драться на дуэли .
Отныне поединки назначались по решению полковых « судов чести » и тех ,
кто при этом отказывался драться , увольняли со службы в двухнедельный срок .
Храм же в Подмоклово , опекаемый купцами Каштановыми – был тесно связан
с Серпуховом , в котором постоянно квартировала артиллерийская бригада .
Не явился ли « Страшный суд » из подмокловского храма – подобно роману
А.И. Куприна « Поединок » – определённой реакцией на указанное выше ,
безусловно , нехристианское явление в жизни русской армии и всего общества ?

Вот его прижизненные портреты , написанные известными художниками

Заболоцкий П . Е . , февраль 1837

Будкин Ф . О .
Портрет
М . Ю. Лермонтова
в мундире
лейб-гвардии Гусарского полка , 1834

Лермонтов М . Ю .
Автопортрет ,
1837

Лермонтов в штатском сюртуке . 1840
Художник
П . Е . Заболотский

Лермонтов в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка , 1841
Художник
К . А . Горбунов

Лермонтов , 1840.
Рисунок Д . П . Палена

Чрезвычайно ценен портрет , выполненный в июле 1840 с натуры
однополчанином Лермонтова , бароном Д . П . Паленом , после валерикского боя ,
в палатке барона Л . В . Россильона .
Это – оплечное изображение : у поэта усталый вид , он небрит ,
в глазах грусть .
Фуражка помята , ворот сюртука расстегнут , без эполет .
Это – единственный профильный портрет Лермонтова и , возможно ,
наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений .

Умирающий гений .
Лермонтов
на смертном одре
Р . К . Шведе
1841

Гляжу на будущность с боязнью ,
Гляжу на прошлое с тоской
И , как преступник перед казнью ,
Ищу кругом души родной ;
Придёт ли вестник избавленья
Открыть мне жизни назначенье ,
Цель упований и страстей ,
Поведать – что мне бог готовил ,
Зачем так горько прекословил
Надеждам юности моей .

Земле я отдал дань земную
Любви , надежд , добра и зла ;
Начать готов я жизнь другую ,
Молчу и жду : пора пришла ;
Я в мире не оставлю брата ,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя ;
Как ранний плод , лишённый сока ,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия .

* * *

За всё , за всё тебя благодарю я :
За тайные мучения страстей ,
За горечь слёз , отраву поцелуя ,
За месть врагов и клевету друзей ;
За жар души , растраченный в пустыне ,
За всё , чем я обманут в жизни бы л…
Устрой лишь так , чтобы тебя отныне
Недолго я ещё благодарил .

* * *

И скучно и грустно , и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды …
Желанья !.. что пользы напрасно и вечно желать ?..
А годы проходят – все лучшие годы !

Любить … но кого же ?.. на время – не стоит труда ,
А вечно любить невозможно .
В себя ли заглянешь ? – там прошлого нет и следа :
И радость , и муки , и всё там ничтожно …

Что страсти ? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка ;
И жизнь , как посмотришь с холодным вниманьем вокруг , –
Такая пустая и глупая шутка …

* * *

Делись со мною тем , что знаешь ,
И благодарен буду я .
Но ты мне душу предлагаешь –
На кой мне чёрт душа твоя !..

* * *

Мой друг , не плачь перед разлукой
И преждевременною мукой
Младое сердце не тревожь ,
Ты сам же после осмеёшь

Тоску любови легковерной ,
Которая закралась в грудь .
Что раз потеряно , то , верно ,
Вернётся к нам когда-нибудь .

Но невиновен рок бывает ,
Что чувство в нас неглубоко ,
Что наше сердце изменяет
Надеждам прежним так легко

Что , получив опять предметы ,
Недавно взятые судьбой ,
Не узнаём мы их приметы ,
Не прельщены их красотой .

И даже прежнему пристрастью
Не верим слабою душой ,
И даже то относим к счастью ,
Что нам казалося бедой .

* * *

Я к вам пишу случайно ; право ,
Не знаю , как и для чего .
Я потерял уж это право .
И что скажу вам ? – ничего !
Что помню вас ? – но , боже правый ,
Вы это знаете давно ;
И вам , конечно , всё равно .

И знать вам также нету нужды ,
Где я ? что я ? в какой глуши ?
Душою мы друг другу чужды ,
Да вряд ли есть родство души .
Страницы прошлого читая ,
Их по порядку разбирая
Теперь остынувшим умом ,
Разуверяюсь я во всём .
Смешно же сердцем лицемерить
Перед собою столько лет ?
Добро б ещё морочить свет !
Да и притом , что пользы верить
Тому , чего уж больше нет ?..
Безумно ждать любви заочной ?
В наш век все чувства лишь на срок ;
Но я вас помню – да и точно ,
Я вас никак забыть не мог !

Во-первых , потому что много
И долго-долго вас любил ,
Потом страданьем и тревогой
За дни блаженства заплатил ;
Потом в раскаянье бесплодном
Влачил я цепь тяжёлых лет
И размышлением холодным
Убил последний жизни цвет .
С людьми сближаясь осторожно ,
Забыл я шум младых проказ ,
Любовь , поэзию – но вас
Забыть мне было невозможно .

И к мысли этой я привык .
Мой крест несу я без роптанья :
То иль другое наказанье ?
Не всё ль одно . Я жизнь постиг .
Судьбе , как турок иль татарин ,
За всё я ровно благодарен ;
У бога счастья не прошу
И молча зло переношу .

Но я боюся вам наскучить ,
В забавах света вам смешны
Тревоги дикие войны ;
Свой ум вы не привыкли мучить
Тяжёлой думой о конце .
На вашем молодом лице
Следов заботы и печали
Не отыскать , и вы едва ли
Вблизи когда-нибудь видали ,
Как умирают . Дай вам бог
И не видать – иных тревог
Довольно есть В самозабвенье
Не лучше ль кончить жизни путь ?
И беспробудным сном заснуть
С мечтой о близком пробужденье ?

Теперь прощайте : если вас
Мой безыскусственный рассказ
Развеселит , займёт хоть малость ,
Я буду счастлив . А не так ? –
Простите мне его как шалость
И тихо молвите : чудак !..

Опубликовано 14 Дек 2016 в 02:13. Рубрика: Писатели , поэты. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзывтрекбек со своего сайта.

Ваш отзыв