Мысли вслух известных людей . Жан де Лабрюйер

Жан де Лабрюйер

Жан де Лабрюйер

Французский мыслитель , писатель — моралист .
( Франц . Jean de La Bruyеre ; 16 августа 1645 , Париж ,
Франция — 10 мая 1696 , Версаль , Франция)
Наблюдал поведение характерных общественных типов ,
принадлежащих к определенному социальному слою ,
и создал их портреты в своем единственном великом творении
« Характеры , или Нравы нынешнего века » ( 1688 ) .
Лабрюйер выказывал острое осознание несправедливости
общественного порядка , когда сиятельный двор и
разбогатевшие буржуа не желают замечать народных
бедствий , погрязая в роскоши и довольстве .
Но многие его высказывания актуальны и сегодня .

* * *
Беда , когда у человека не хватает ума , чтобы хорошо сказать ,
или здравого смысла , чтобы осторожно промолчать .
* * *
Благородно только то , что бескорыстно .
* * *
Благородный человек выше обид , несправедливости , горя , насмешек ;
он был бы неуязвим , будь он чужд состраданию .
* * *
Большинство людей употребляет лучшую пору своей жизни на то ,
чтобы сделать худшую еще более печальной .
* * *
Боязнь смерти мучительнее , чем сама смерть .
* * *
Будем смеяться , не дожидаясь минуты ,
когда почувствуем себя счастливыми , —
иначе мы рискуем умереть , так ни разу и не засмеявшись .
* * *
Бывают странные отцы , до самой смерти занятые лишь одним :
дать детям основания не слишком скорбеть о ней .
* * *
Быть в восторге от самого себя и сохранять незыблемую уверенность
в собственном уме — это несчастье ,
которое может стрястись только с тем , кто или вовсе не наделен умом ,
или наделен им в очень малой степени .
* * *
Великое удивляет нас , ничтожное отталкивает ,
а привычка примиряет и с тем и с другим .
* * *
В жизни бывают случаи , когда самой тонкой хитростью
оказываются простота и откровенность .
* * *
В жизни чаще встречается беззаветная любовь , нежели истинная дружба .
* * *
В истинной дружбе таится прелесть , непостижимая для заурядных людей .
* * *
Влюбчивый старик — одно из величайших уродств в природе .
* * *
Водись на свете поменьше простаков , было бы меньше и тех ,
кого называют хитрецами и ловкачами .
* * *
В разглашении тайны всегда повинен тот , кто доверил ее другому .
* * *
Все говорят про глупца и хвастуна , что он глупец и хвастун ;
но никто не говорит этого ему , и он умирает ,
не зная о себе того , что знают все .
* * *
Все наши беды проистекают от невозможности быть одинокими .
* * *
В устную речь можно вложить еще более тонкий смысл , чем в письменную .
* * *
Вы думаете , что этот человек одурачен вами ;
а если он притворяется одураченным ,
то кто больше одурачен : он или вы ?
* * *
Вы нашли себе преданного друга , если , возвысившись ,
он не раззнакомился с вами .
* * *
Высокие места делают людей великих более великими ,
а низких — более низкими .
* * *
Высокомерие — вот единственная причина того ,
что мы так держа заносимся перед низшими и
так постыдно пресмыкаемся перед высшими .
* * *
Глупец — это человек , у которого не хватает ума даже на то ,
чтобы быть самовлюбленным .
* * *
Говоря о том , что их затрагивает , люди признаются только
в своих самых незначительных недостатках .
* * *
Говоря по человеческим понятиям , смерть имеет одну и хорошую сторону :
она полагает конец старости .
Смерть , предупреждающая дряхлость , является более кстати ,
чем смерть оканчивающая собою дряхлость .
* * *
Для интриг нужен ум , но когда его много , человек стоит настолько
выше интриг и происков , что уже не снисходит до них ;
в этом случае он идет к успеху и славе совсем иными путями .
* * *
Доверие есть первое условие дружбы ; оно , можно сказать ,
служит преддверием храма , тогда как готовность идти
на жертвы является самим храмом .
* * *
Друзья потому находят удовольствие в общении друг с другом ,
что одинаково смотрят на нравственные обязанности человека .
* * *
Если бедность — мать преступлений , то недалекий ум — их отец .
* * *
Если бы глупец боялся сказать глупость , он уже не был бы глупцом .
* * *
Если бы нам был дан выбор : умереть или жить вечно ,
никто бы не знал , на что решиться .
* * *
Природа избавляет нас от необходимости выбирать , делая смерть неизбежной .
* * *
Если бы одни из нас умирали , а другие нет , умирать было бы крайне досадно .
* * *
Женщины склонны к крайностям :
они или намного хуже , или намного лучше мужчин .
* * *
Если вы тщательно присмотритесь к людям ,
которые никого не могут хвалить , всякого порицают и никем не довольны ,
то вы узнаете , что это те самые люди и есть , которыми никто не доволен .
* * *
Если женщина неверна и это известно тому , кому она изменяет ,
она неверна — и только ;
но если он ничего не знает — она вероломна .
* * *
Если книга возвышает душу , вселяя в нее мужество и благородные порывы , судите ее только по этим чувствам : она превосходна и создана рукой мастера .
* * *
Если человек помог тому , кого он любил , то ни при каких обстоятельствах
он не должен вспоминать потом о своем благодеянии .
* * *
Женщина , которую все считают холодной ,
просто еще не встретила человека , который пробудил бы в ней любовь .
* * *
Женщинам недорого стоит сказать то , чего они вовсе не чувствуют ,
а мужчинам еще меньше стоит высказать , что они чувствуют .
* * *
Женщины утверждают , что мужчины непостоянны ,
а мужчины доказывают , что женщины ветрены .
* * *
Жизнь — это то , что люди больше всего стремятся сохранить
и меньше всего берегут .
* * *
За усердное исполнение своего долга человек вознаграждает себя удовлетворением , которое он испытывает , и не заботится о похвалах ,
почете и признательности , в которых ему отказывают .
* * *
Иные люди так страстно и упорно добиваются предмета своих желаний ,
что , боясь упустить его , делают все от них зависящее ,
дабы действительно его упустить .
* * *
Иным людям легче украсить себя множеством добродетелей ,
чем избавиться от одного недостатка .
* * *
Известная духовная ограниченность помогает иным людям
идти по стезе мудрости .
* * *
Истинной дружбой могут быть связаны только те люди ,
которые умеют прощать друг другу мелкие недостатки .
* * *
Истинно несчастен человек лишь тогда ,
когда он чувствует за собой вину и упрекает себя в ней .
* * *
Как бы сильно ни любила молодая женщина , она начинает любить еще сильнее , когда к ее чувству примешивается своекорыстие или честолюбие .
* * *
Как жаль , что мы живем недостаточно долго ,
чтобы пользоваться уроками своих ошибок .
* * *
Как излишняя небрежность в одежде , так и чрезмерная щеголеватость
равно подчеркивают дряхлость и умножают морщины стариков .
* * *
Как ни требовательны люди в любви , все же они прощают больше
провинностей тем , кого любят , нежели тем , с кем дружат .
* * *
К высокому положению ведут два пути :
протоптанная прямая дорога и окольная тропа
в обход , которая гораздо короче .
* * *
Ключ к сердцу человека — сочувствие страстям , поглощающим его душу ,
или сострадание к недугам , снедающим его тело .
* * *
Легче встретить людей , обладающих умом , нежели способностью употреблять
его в дело , ценить ум в других и находить ему полезное применение .
* * *
Кратчайший и вернейший способ составить себе состояние —
это дать людям понять , что им выгодно делать вам добро .
* * *
Кто идет медленно и не спеша , тому не длинна никакая дорога ;
кто терпеливо готовится в путь , тот непременно приходит к цели .
* * *
Кто , после разговора с вами , бывает доволен собою и своим умом ,
тот и вами вполне доволен .
* * *
Кто умеет внушить , что он не очень хитер , тот уже далеко не прост .
* * *
Кончина наступает однажды , а ждем мы ее всю жизнь :
боязнь смерти мучительней , чем сама смерть .
* * *
Легче спросить старика о том , когда он умрет ,
нежели женщину о том , когда она родилась .
* * *
Ложная скромность — самая утонченная уловка тщеславия .
* * *
Ложное величие есть лишь ничтожество , как ложная добродетель — лицемерие .
* * *
Лучше стать жертвой неблагодарности , чем отказать в помощи несчастному .
* * *
Льстец льстит только потому , что он невысокого мнения и о себе , и о других.
* * *
Люди слишком мало дорожат случаем доставить радость ближнему .
* * *
Люди так заняты собой , что у них нет времени вглядываться в окружающих
и справедливо их оценивать .
Вот почему те , у кого много достоинств ,
но еще больше скромности , нередко остаются в тени .
* * *
Люди , украшенные достоинствами , сразу узнают , выделяют ,
угадывают друг друга ; если вы хотите , чтобы вас уважали ,
имейте дело только с людьми , заслуживающими уважения .
* * *
Манерность жестов , речи и поведения нередко бывает следствием
праздности или равнодушия ; большое чувство и серьезное дело
возвращают человеку его естественный облик .
* * *
Мир населен людьми , которые , по привычке сравнивая себя с окружающими , всегда отдают предпочтение себе и поступают соответственным образом .
* * *
Мужчина , обладающий большими достоинствами и умом ,
никогда не бывает безобразен .
* * *
Мужчина соблюдает чужую тайну вернее , чем свою собственную ,
а женщина лучше хранит свою , нежели чужую .
* * *
Мужчине легко обмануть женщину притворными клятвами ,
если только он не таит в душе истинной любви к другой .
* * *
Мужчины убеждены в слабости женщины , а сами состоят у них же невольниками .
* * *
Мы боимся старости , хотя не уверены , что доживем до нее .
* * *
Мы быстро подмечаем в себе малейшие достоинства и
медленно обнаруживаем недостатки .
* * *
Мы гораздо чаще хвалим то , что расхвалено другими ,
нежели то , что похвально само по себе .
* * *
Мы надеемся достигнуть старости , но боимся состариться .
* * *
Мы преисполнены нежности к тем , кому делаем добро ,
и страстно ненавидим тех , кому нанесли много обид .
* * *
Мы редко раскаиваемся в том , что сказали слишком мало ,
но часто сожалеем о том , что говорили слишком много :
избитая и банальная истина , которую все знают и которой никто не следует .
* * *
Мы так же не можем навеки сохранить любовь , как не могли не полюбить .
* * *
Мы так любим критиковать , что теряем способность
глубоко чувствовать поистине прекрасные творения .
* * *
Найти тщеславного человека , считающего себя достаточно счастливым ,
так же трудно , как найти человека скромного ,
который считал бы себя чересчур несчастным .
* * *
Наказанный преступник — это пример для всех негодяев ;
невинно осужденный — это вопрос совести всех честных людей .
* * *
На свете нет зрелища прекраснее , чем лицо любимой ,
и нет музыки слаще , чем звук любимого голоса .
* * *
Неблагодарное ремесло избрал тот , кто пытается создать себе громкое имя :
жизнь его подходит к концу , а работа едва начата .
* * *
Невежество — состояние привольное и не требующее от человека никакого труда ;
поэтому невежды исчисляются тысячами .
* * *
Нельзя далеко идти в дружбе , если друзья не расположены извинять
друг другу небольшие недостатки .
* * *
Не следует позволять себе даже самую невинную шутку
иначе как с людьми вежливыми и умными .
* * *
Не следует судить о человеке по лицу —
оно позволяет лишь строить предположения .
* * *
Не слишком хороший характер у того ,
кто нетерпим к дурному характеру ближнего .
* * *
Не слушать ничьих советов и отвергать все поправки может только педант .
* * *
Несчастье трудно перенести , счастье — страшно утратить .
Одно стоит другого .
* * *
Нет на свете излишества прекраснее , чем излишек благодарности .
* * *
Нет ничего бесцветнее , чем характер бесхарактерного человека .
* * *
Нет такого порока , который не рядился бы под какую — нибудь
добродетель или не прибегал бы к ее помощи .
* * *
Ни к кому не ходить на поклон и не ждать , что придут на поклон к вам , —
вот отрадная жизнь , золотой век , естественное состояние человека !
* * *
Ничего люди не желают больше сохранить и
ничего между тем меньше не берегут ,
чем свою собственную жизнь .
* * *
Ничто так не похоже на искреннюю убежденность , как злобное упрямство .
* * *
Нужно очень немногое , чтобы отличаться утонченностью манер ,
и очень многое , чтобы отличаться утонченностью ума .
* * *
Один из признаков посредственности — беспрестанная болтовня .
* * *
От хитрости до плутовства — один шаг ,
переход от первой ко второму очень легок :
стоит прибавить к хитрости ложь , и получится плутовство .
* * *
Перед лицом иных несчастий как — то стыдно быть счастливым .
* * *
Плуты склонны думать , что все остальные подобны им .
* * *
Под насмешкой скрывается иногда духовная нищета .
* * *
Подобно тому , как рыбу надо мерить ,
не принимая в расчет головы и хвоста ,
так и женщин надо разглядывать ,
не обращая внимания на их прическу и башмаки .
* * *
Подчас легче и полезнее приладиться к чужому нраву ,
чем приладить чужой нрав к своему .
* * *
По любви к жизни нам старость желанна ;
от страха же смерти нам старость страшна .
* * *
Полюбить — значит проявить слабость ;
разлюбить — значит иной раз проявить не меньшую слабость .
* * *
По — настоящему мы любим лишь в первый раз ;
все последующие наши увлечения уже не так безоглядны .
* * *
Посредственный человек редко бывает великодушным ,
и никогда не бывает он таким наглым , как тогда ,
когда он держит в своей прихожей человека высшего достоинства .
* * *
Прийти к заключению , что иные люди не способны мыслить здраво ,
и заранее отвергнуть все , что они говорят , сказали и скажут , —
значит избавить себя от множества бесполезных споров .
* * *
Признательность за услугу уносит с собой немалую долю
дружеского расположения к тому , кто сделал нам добро .
* * *
Прямая противоположность тому , что говорят о делах и людях ,
часто и есть истинная правда о них .
* * *
Пусть каждый старается думать и говорить разумно ,
но откажется от попыток убедить других в непогрешимости
своих вкусов и чувств : это слишком трудная затея .
* * *
Разве может человек считать благом такую свободу , которая чересчур велика ,
бесполезна и внушает ему лишь желание быть менее свободным ?
* * *
Резкость , грубость , неотесанность — это пороки ,
от которых иной раз не свободны даже умные люди .
* * *
Скромность так же нужна достоинствам , как фигурам на картине нужен фон :
она придает им силу и рельефность .
* * *
Слава или заслуга для некоторых людей — в том , чтобы хорошо писать ,
а для некоторых — в том , чтобы не писать вовсе .
* * *
Смеяться над умными людьми — это привилегия глупцов ;
они в мире то же , что и шуты при дворе :
с них никто не берет примера .
* * *
Сожаление о неразумно растраченном времени , которому предаются люди ,
не всегда помогает им разумно употребить его остаток .
* * *
Справедливость по отношению к ближнему следует воздавать безотлагательно ;
медлить в таких случаях — значит быть несправедливым .
* * *
Старик , если только он не очень умен ,
всегда высокомерен , спесив и неприступен .
* * *
Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так ,
чтобы наши ближние были довольны и нами , и самими собою .
* * *
Талантом собеседника отличается не тот , кто охотно говорит сам ,
а тот , с кем охотно говорят другие .
* * *
Тесть не любит зятя , свекор любит невестку ;
теща любит зятя , свекровь не любит невестку ;
все в мире уравновешивается .
* * *
Тосковать о том , кого любишь , много легче ,
чем жить с тем , кого ненавидишь .
* * *
Тот , кто любит труд , не нуждается в развлечениях .
* * *
Тот , кто хлопочет за других , всегда исполнен уверенности в себе ,
как человек , который добивается справедливости ;
выпрашивая или домогаясь чего — нибудь для себя ,
он смущается и стыдится , как человек , который клянчит милости .
* * *
Тревога , страх , уныние не избавляют от смерти ,
а напротив , ускоряют ее ;
тем не менее , я полагаю , что излишняя веселость
тоже не к лицу людям , поскольку они смертны .
* * *
Труднее всего исцелить ту любовь , которая вспыхнула с первого взгляда .
* * *
У каждого из нас есть мелкие недостатки ,
которые мы охотно позволяем порицать и даже высмеивать ;
именно такие недостатки должны мы избирать у других
в качестве мишени для шуток .
* * *
Трудно отличить от настоящей дружбы те отношения ,
которые мы завязываем во имя любви .
* * *
Тупица — это глупец , который не раскрывает рта ;
в этом смысле он предпочтительней болтливого глупца .
* * *
У детей нет ни прошлого , ни будущего , зато в отличие от нас ,
взрослых , они умеют пользоваться настоящим .
* * *
У друзей мы замечаем те недостатки , которые могут повредить им ,
а у любимых те , от которых страдаем мы сами .
* * *
У каждого свое понятие о женской привлекательности ;
красота — это нечто более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений .
* * *
Ум так относится к таланту , как целое к части .
* * *
Ум всех людей , вместе взятых , не поможет тому , у кого нет своего :
человек , лишенный зрения , не способен восполнить этот недостаток
за счет окружающих .
* * *
Умирает любовь от усталости , а хоронит ее забвение .
* * *
У некоторых людей величие подменяется надменностью ,
твердость — бесчеловечностью , ум -плутовством .
* * *
У подданных деспота нет родины .
Мысль о ней вытеснена корыстью , честолюбием , раболепством .
* * *
Учтивые манеры оттеняют достоинства и придают им приятность .
* * *
Фат — середина между нахалом и глупцом : он состоит из того и другого .
* * *
Хвалебные эпитеты не составляют похвалы .
Похвала требует фактов , и притом умело поданных .
* * *
Хороший врач — это человек , знающий средства от некоторых недугов или ,
если болезнь ему незнакома , зовущий к больному тех , кто сможет ему помочь .
* * *
Часто люди падают с большой высоты из — за тех же недостатков ,
которые помогли им ее достичь .
* * *
Человек , некоторое время занимавшийся интригами ,
уже не может без них обойтись :
все остальное ему кажется скучным .
* * *
Человек тщеславный равно получает удовольствие ,
говоря о себе как хорошее , так и дурное ;
человек скромный просто не говорит о себе .
* * *
Человек самовлюбленный — это нечто среднее между глупцом и нахалом :
в нем есть кое — что и от того и от другого .
* * *
Человек самовлюбленный — это тот ,
в ком глупцы усматривают бездну достоинств .
* * *
Человек трусливый , потерявший всякий стыд ,
может согласиться на всякую гадость .
* * *
Человек , усердный в труде , твердый в невзгодах и требовательный к себе , снисходителен к людям лишь потому , что к этому принуждает его разум .
* * *
Чем меньше человек говорит , тем больше он выигрывает :
люди начинают думать , что он не лишен ума ,
а если к тому же он действительно неглуп ,
все верят , что он весьма умен .
* * *
Чем больше милостей женщина дарит мужчине ,
тем сильнее она его любит и тем меньше любит он ее .
* * *
Щедрость состоит не столько в том , чтобы давать много ,
сколько в том , чтобы давать своевременно .
* * *
Я не уверен , что о человеке можно судить по первому его проступку ,
вызванному крайней необходимостью , сильной страстью , порывом .
* * *
Сколько замечательных людей , одаренных редкими талантами , умерли ,
не сумев обратить на себя внимание !
Сколько их живет среди нас ,
а мир молчит о них и никогда не будет говорить .
* * *
Чтобы чувствовать себя счастливыми , нам довольно быть с теми ,
кого мы любим : мечтать , беседовать с ними , хранить молчание ,
думать о них , думать о чем угодно — только бы не разлучаться ;
остальное безразлично .
* * *
Жизь коротка , если считать , что названия жизни она заслуживает лишь тогда , когда жизнь дарит нам радость ; собрав воедино все приятно проведенные часы , мы сведем долгие годы всего к нескольким месяцам .
* * *
Трудно сказать , чего больше заслуживает нерешительность —
жалости или презрения , и неизвестно , что опаснее —
принять ошибочное решение или не принимать никакого .
* * *
Взыскивать с детей за проступки , которых они не совершили ,
или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности —
значит лишиться всякого их доверия и уважения .
* * *
Человек посредственного ума словно вырублен из одного куска :
он постоянно серьезен ,
не умеет шутить , смеяться , радоваться пустякам .
* * *
Одна из примет посредственности ума есть желание постоянно рассказывать .
* * *
Человек , сильно убежденный в том , что он очень умен ,
почти всегда принадлежит к числу тех людей ,
у которых или мало ума , или вовсе нет его .
* * *
О вещах серьезных следует говорить просто : напыщенность тут неуместна ;
говоря о вещах незначительных , надо помнить , что только благородство
тона , манеры и выражений могут придать им смысл .
* * *
Все давно сказано , и мы опоздали родиться ,
ибо уже более семи тысяч лет на земле живут и мыслят люди .
* * *
Глупцы читают книгу и ничего не могут в ней понять ;
заурядные люди думают , что им все понятно ;
истинно умные люди иной раз понимают не все ,
запутанное они находят запутанным , а ясное — ясным .
Так называемые умники изволят находить неясным то ,
что ясно , и не понимают того , что очевидно .
* * *
Что такое льстец ? Это гибкий и снисходительный ум ,
который раболепно улыбается при каждом вашем взгляде ,
вскрикивает при каждом вашем слове и рукоплещет всем вашим действиям .
* * *
Свобода — это не праздность , а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий ;
короче говоря , быть свободным — значит не предаваться безделью ,
а самолично решать , что делать и чего не делать .
Какое великое благо такая свобода !
* * *
Когда человек , не предубежденный в пользу своей страны ,
сравнивает различные образы правления , он видит ,
что невозможно решить , какой из них лучше :
в каждом из них есть свои дурные и свои хорошие стороны .
Самое разумное и верное — счесть наилучшим тот ,
при котором ты родился , и примириться с ним .
* * *
Человек с большими достоинствами и большим умом ,
которые признаны всеми , не безобразен ,
если имеет даже уродливые черты лица :
безобразие , хотя бы оно и было , не производит впечатления .
* * *
Самое изысканное удовольствие состоит в том ,
чтобы доставлять удовольствие другим .
* * *
Нам следует искать расположения тех , кому мы хотим помочь ,
а не тех , от кого ждешь помощи .
* * *
Не столько ум , сколько сердце помогает человеку
сближаться с людьми и быть им приятным .
* * *
Чем больше наши ближние похожи на нас , тем больше они нам нравятся ;
уважать кого — то — это , по — видимому , то же самое ,
что приравнивать его к себе .
* * *
С теми хитрецами , которые прилежно слушают и мало говорят ,
говорите еще меньше , а если уж вам приходится говорить много ,
старайтесь ничего не сказать .
* * *
Люди в большинстве случаев сперва гневаются , потом наносят обиду ;
некоторые же поступают наоборот : сначала оскорбляют , потом сердятся .
* * *
Приятно бывать в обществе людей , когда к этому побуждают нас
лишь дружеская склонность и уважение ; тягостно искать с ними встречи ,
когда ждешь от них услуг : это значит набиваться на дружбу .
* * *
Если две женщины , к которым мы равно питаем дружеские чувства ,
рассорились , то , даже не имея никакого касательства
к причине их ссоры , нам все же не удается сохранить
одинаково добрые отношения с той и другой :
чаще всего приходится выбирать между ними или терять обеих .
* * *
Мнение мужчин о достоинствах какой — нибудь женщины редко совпадает
с мнением женщин : их интересы слишком различны .
Те милые повадки , те бесчисленные ужимки , которые так нравятся мужчинам
и зажигают в них страсть , отталкивают женщин ,
рождая в них неприязнь и отвращение .
* * *
Когда женщина перестает любить мужчину , она забывает все —
даже милости , которыми его дарила .
* * *
Непостоянная женщина та , которая уже не любит ;
легкомысленная та , которая любит уже другого ;
ветреная та , которая не знает , любит ли она и кого любит ;
равнодушная та , которая никого не любит .
* * *
Мужчина громко негодует на женщину , которая его разлюбила , —
и быстро утешается ; женщина не столь бурно выражает свои чувства ,
но долго остается безутешной .
* * *
Если женщина ждет возлюбленного , она наряжается к его приходу ,
но если он нагрянет внезапно , она забывает о своей внешности
и не думает о том , как она выглядит .
Другое дело , когда к ней приходят люди , ей безразличные :
тут она помнит о малейшей небрежности в своем уборе ,
сразу начинает прихорашиваться или же исчезает на минуту ,
чтобы вскоре появиться в полном блеске .
* * *
Неужели нельзя изобрести средство ,
которое заставило бы женщин любить своих мужей ?
* * *
Как мало на свете таких безупречных женщин ,
которые хотя бы раз на дню не давали своим мужьям повода
пожалеть о том , что они женаты , и позавидовать холостякам .
* * *
Тот , кто влюбляется в дурнушку , влюбляется со всей силой страсти ,
потому что такая любовь свидетельствует или о странной прихоти его вкуса ,
или о тайных чарах любимой , более сильных, чем чары красоты .
* * *
Давнишний любовник так мало значит для женщины ,
что его легко меняют на нового мужа ,
а новый муж так быстро теряет новизну ,
что почти сразу уступает место новому любовнику .
* * *
Самый сладкий из всех голосов — это голос женщины , которую мы любим .
* * *
Любовь возникает внезапно и безотчетно .
Довольно одной привлекательной черты ,
чтобы поразить сердце и решить нашу судьбу .
* * *
Угасание любви — вот неопровержимое доказательство того ,
что человек ограничен и у сердца есть пределы .
* * *
Время укрепляет дружбу , но ослабляет любовь .
* * *
Мы хотим быть источником всех радостей или ,
если это невозможно , всех несчастий того , кого любим .
* * *
И при зарождении и на закате любви люди всегда испытывают
замешательство , оставаясь наедине друг с другом .
* * *
Источник ревности нередко кроется не в сильной любви ,
а в свойствах нашего характера ;
однако невозможно себе представить сильную страсть ,
которую не омрачала бы неуверенность .
* * *
Страсть без труда берет верх над рассудком ,
но она одерживает великую победу ,
когда ей удается одолеть своекорыстие .
* * *
От хитрости до плутовства — один шаг ,
переход от первой ко второму очень легок :
стоит прибавить к хитрости ложь , и получится плутовство .
* * *
Человек , высокомерный и спесивый в обществе , обычно добивается результата , прямо противоположного тому , на который рассчитывает , — если , конечно ,
он рассчитывает на уважение .
* * *
Нельзя судить о человеке с первого взгляда , как мы судим о картине
или статуе , а нужно проникнуть в глубины его души .
Достоинства обычно окутаны покровом скромности ,
недостатки прикрыты маской лицемерия ;
только немногие сердцеведы умеют сразу постичь характер ближнего ,
ибо и совершенная добродетель , и закоренелый порок обнаруживают
себя лишь постепенно , да и то под давлением обстоятельств .
* * *
В любом самом мелком , самом незначительном , самом неприметном
нашем поступке уже сказывается весь наш характер :
дурак и входит , и выходит , и садится , и встает с места ,
и молчит , и двигается иначе , нежели умный человек .
* * *
Часто гораздо короче и полезнее приноровиться самому к другим ,
чем заставить других приноравливаться к себе .
* * *
Назойлив только глупец :
умный человек сразу чувствует , приятно его общество или наскучило ,
и уходит за секунду до того , как станет ясно , что он — лишний .
* * *
Учтивые манеры не всегда говорят о справедливости , доброте ,
но они хотя бы создают видимость этих свойств ,
и человек по внешности кажется таким ,
каким ему следует быть по сути .
* * *
Одни ценят в собеседнике учтивость , другие — большие дарования
и неколебимую добродетель ; однако в любом случае учтивые манеры
оттеняют достоинства и придают им приятность .
* * *
Нахальство — это самовлюбленность , доведенная до предела :
человек самовлюбленный утомляет , докучает , надоедает ;
нахал отталкивает , ожесточает , раздражает , оскорбляет .
* * *
Большинство людей , стремящихся к цели , способны скорее сделать одно
большое усилие , чем упорно идти избранной дорогой ;
из — за лени и непостоянства они часто утрачивают плоды
лучших своих начинаний и дают обогнать себя тем ,
кто отправился в путь поздней , чем они ,
и шел медленней , но зато безостановочно .
* * *
Наглость — это не умышленный образ действий ,
а свойство характера ; порок , но порок врожденный .
Кто не родился наглецом , тот скромен и нелегко впадает в другую крайность . Бесполезно поучать его :
– Будьте наглы , и вы преуспеете – ,
неуклюжее подражание не пойдет такому человеку впрок
и неминуемо приведет его к неудаче .
* * *
Богатству иных людей не стоит завидовать :
они приобрели его такой ценой , которая нам не по карману , —
они пожертвовали ради него покоем , здоровьем , честью , совестью .
Это слишком дорого — сделка принесла бы нам лишь убытки .
* * *
Неучтивость — не особый порок , а следствие многих пороков :
пустого тщеславия , отсутствия чувства долга , лености ,
глупости , рассеянности , высокомерия , зависти .
* * *
Раб зависит только от своего господина , честолюбец — от всех ,
кто способен помочь его возвышению .
* * *
Склонность к осмеиванию говорит иногда о скудости ума .
* * *
Пренебрежительно отвергая любую похвалу , мы проявляем своего рода грубость : нам следует благодарить за нее , если она исходит от достойного человека , который чистосердечно хвалит то , что заслуживает похвалы .
* * *
С точки зрения милосердия смерть хороша тем ,
что кладет конец старости .
Смерть , упреждающая одряхление ,
более своевременна , чем смерть , завершающая его .
* * *
Богат тот , кто получает больше , чем тратит ;
беден тот , чьи траты превышают доходы .
* * *
Невоздержание превращает в смертельный яд пищу ,
назначенную для сохранения жизни .
* * *
Стремление некоторых стариков любить молодых женщин
неразумно еще и потому , что они требуют к себе ответную любовь
и питаются иллюзией , что они еще вправе на это рассчитывать .
Впрочем , вина здесь не только самих стариков ,
а и тех молодых женщин , которые поддерживают в них это неразумие .
* * *
Если мужчину мучит вопрос , не изменился ли он , не начал ли стареть ,
ему следует заглянуть в глаза молодой женщине и обратить внимание на то ,
как она с ним разговаривает : он сразу узнает , что так боится узнать .
Суровый урок !
* * *
То , что людям известно о смерти , немножко смягчается для них тем ,
чего они не знают о ней ;
неопределенность времени прихода ее несколько походит на бесконечность .
* * *
Кто не умеет с толком употребить свое время ,
тот первый жалуется на его нехватку :
он убивает дни на одевание , еду , сон , пустые разговоры ,
на размышления о том , что следует сделать ,
и просто на ничегонеделанье .
* * *
Для светских женщин садовник — просто садовник ,
каменщик — просто каменщик .
Для других , живущих более замкнутой жизнью ,
и садовник , и каменщик — мужчины .
Не спастись от искушения тому , кто его боится .
* * *
Чем ближе мы соприкасаемся с великими людьми , тем более ясно видим ,
что они всего лишь люди . Они редко кажутся великими своим слугам .
* * *
Кто постоянно скрывает свои лета , тот , наконец , и сам начинает думать ,
что он так молод , как хочет казаться .
* * *
Шарлатан — это лжеврач , отправляющий вас на тот свет ,
тогда как настоящий врач дает вам умереть своей смертью .
* * *
Женщина , у которой один любовник , считает , что она совсем не кокетка ;
женщина , у которой несколько любовников , — что она всего лишь кокетка .
* * *
Женщины с легкостью лгут , говоря о своих чувствах ,
а мужчины с еще большей легкостью говорят правду .
* * *
Ненависть — столь длительное и неискоренимое чувство , что самый верный признак близкой смерти больного — это примирение его с недругом .
* * *
Скупец после смерти тратит за один день больше ,
чем проживал в десять лет .

Visits: 281

Опубликовано 23 Апр 2016 в 14:51. Рубрика: Цитаты,притчи. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзывтрекбек со своего сайта.

Ваш отзыв