Я вижу , я слышу , я чувствую вас — Анна Ахматова

« Сохрани этот дар , будь мечтою горда ! »

Анна Ахматова

Анна Ахматова

Ахматова Анна Андреевна ( настоящая фамилия — Горенко )
родилась 23 июня 1889 года в семье морского инженера ,
капитана 2-го ранга в отставке на станции Большой Фонтан
под Одессой .
Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село .
Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии ,
но каждое лето проводила под Севастополем .
« Мои первые впечатления — царскосельские , — писала она ,
— зеленое , сырое великолепие парков , выгон ,
куда меня водила няня , ипподром , где скакали
маленькие пестрые лошадки , старый вокзал и нечто другое ,
что вошло впоследствии в « Царскосельскую оду » .
В 1905 году после развода родителей Ахматова с матерью
переехала в Евпаторию .
В 1906 — 1907 годах она училась в выпускном классе
Киево – Фундуклеевской гимназии , в 1908 — 1910 годах —
на юридическом отделении Киевских высших женских курсов .
25 апреля 1910 года « за Днепром в деревенской церкви »
она обвенчалась с Николаем Гумилевым , с которым познакомилась
ещё в 1903 году .
В 1907 году он опубликовал стихотворение , посвящённое
Ахматовой « На руке его много блестящих колец »
в издававшемся им в Париже в журнале « Сириус » .
*-*-*
На руке его много блестящих колец —
Покоренных им девичьих нежных сердец .
Там ликует алмаз , и мечтает опал ,
И красивый рубин так причудливо ал .

Но на бледной руке нет кольца моего ,
Никому , никогда не отдам я его .
Мне сковал его месяца луч золотой
И , во сне надевая , шепнул мне с мольбой :
Я кольца не отдам никому , никогда .
Март , 1907

Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже , затем переехала
в Петербург и с 1910 по 1916 годы жила в основном в Царском Селе .
Училась на Высших историко-литературных курсах Н.П.Раева .
14 июня 1910 года состоялся дебют Ахматовой на « башне » Вячеслава Иванова .
По свидетельству современников , « Вячеслав очень сурово
прослушал ее стихи , одобрил только одно ,
об остальных промолчал , одно раскритиковал » .
Заключение мэтра было равнодушно-ироничным :
« Какой густой романтизм … » .
*-*-*
И когда друг друга проклинали
В страсти , раскаленной добела ,
Оба мы еще не понимали ,
Как земля для двух людей мала ,

И что память яростная мучит ,
Пытка сильных — огненный недуг ! —
И в ночи бездонной сердце учит
Спрашивать : о , где ушедший друг ?

А когда , сквозь волны фимиама ,
Хор гремит , ликуя и грозя ,
Смотрят в душу строго и упрямо
Те же неизбежные глаза .
1909

В 1911 году , избрав литературным псевдонимом фамилию
своей прабабки по материнской линии ,
она начала печататься в петербургских журналах ,
в том числе и в « Аполлоне » .
С момента основания « Цеха поэтов » стала его секретарем и деятельным участником .
В 1912 году вышел первый сборник Ахматовой « Вечер » с предисловием М.А.Кузмина .
« Милый , радостный и горестный мир » открывается взору молодого
поэта , но сгущенность психологических переживаний столь сильна ,
что вызывает чувство приближающейся трагедии .

ЛЮБОВЬ

То змейкой , свернувшись клубком ,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует ,

То в инее ярком блеснет ,
Почудится в дреме левкоя …
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя .

Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки ,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке .

Печалью дышали стихи « Вечера » .
Впоследствии Ахматова рассказывала , каким откровением было
для нее знакомство со стихами поэта Анненкого .
Он открыл ей « новую гармонию » .
Линию своей поэтической преемственности Ахматова подтверждает
стихотворением « Учитель » (1945) и собственным признанием :
« Я веду свое начало от стихов Анненского .
Его творчество , на мой взгляд , отмечено трагизмом ,
искренностью и художественной целостностью » .

УЧИТЕЛЬ

Памяти Иннокентия Анненского

А тот , кого учителем считаю ,
Как тень прошел и тени не оставил ,
Весь яд впитал , всю эту одурь выпил ,
И славы ждал , и славы не дождался ,
Кто был предвестьем ,
предзнаменованьем ,
Всех пожалел , во всех вдохнул
томленье —
И задохнулся …

« Четки » , « Вечера » .
В этих сборниках стихов был , узнаваем образ героини ,
автобиографический ореол позволял видеть в них
« лирический дневник » , поэтическую романлирику .

ВЕЧЕРОМ

Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем .
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду .

Он мне сказал : « Я верный друг ! »
И моего коснулся платья …
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук .

Так гладят кошек или птиц ,
Так на наездниц смотрят стройных …
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц .

А скорбных скрипок голоса
Поют за стелющимся дымом :
« Благослови же небеса —
Ты первый раз одна с любимым » .
1913 , Март

После « Четок » к Ахматовой приходит слава .
Ее лирика оказалась близка не только « влюбленным гимназисткам » ,
как иронично замечала Ахматова .
Среди ее восторженных поклонников были поэты , только входившие
в литературу , — Марина Цветаева , Борис Пастернак .
Более сдержано , но все же одобрительно отнеслись
к Ахматовой Александр Блок и Валерий Брюсов .
В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих
художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений .
Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ
петербургской поэзии эпохи акмеизма .

Современники Ахматовой

… И на ступеньки встретить
Не вышли с фонарем .
В неровном лунном свете
Вошла я в тихий дом .

Под лампою зеленой ,
С улыбкой неживой ,
Друг шепчет : « Сандрильона ,
Как странен голос твой … »

В камине гаснет пламя ;
Томя , трещит сверчок .
Ах ! Кто – то взял на память
Мой белый башмачок

И дал мне три гвоздики ,
Не подымая глаз .
О милые улики ,
Куда мне спрятать вас ?

И сердцу горько верить ,
Что близок , близок срок ,
Что всем он станет мерить
Мой белый башмачок .
1913

В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос
к голосам поэтов , разделявших официальный патриотический пафос .
Но с глубокой болью отозвалась на трагедии военного времени
( « Июль 1914 » , « Молитва » и другие ) .
Сборник « Белая стая » , вышедший в сентябре 1917 года ,

МОЛИТВА

Дай мне горькие годы недуга ,
Задыханья , бессонницу , жар ,
Отыми и ребенка , и друга ,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней ,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей .

После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину ,
оставшись в « своем краю глухом и грешном » .
В стихотворениях этих лет ( сборники « Подорожник » и
« Anno Domini MCMXXI » , оба — 1921 года )
скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности
от суетности мира , мотивы « великой земной любви »
окрашиваются настроениями мистического ожидания « жениха » ,
а понимание творчества как божественной благодати
одухотворяет размышления о поэтическом слове и
призвании поэта и переводит их в « вечный » план .
*-*-*
Я окошка не завесила ,
Прямо в горницу гляди .
Оттого мне нынче весело ,
Что не можешь ты уйти .
Называй же беззаконницей ,
Надо мной глумись со зла :
Я была твоей бессонницей ,
Я тоской твоей была .

С 1924 года Ахматову перестают печатать .
В 1926 году должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений .
Однако издание не состоялось , несмотря на продолжительные
и настойчивые хлопоты .
Только в 1940 году увидел свет небольшой сборник
« Из шести книг » , а два следующих — в 1960-е годы :
« Стихотворения » , 1961 ; « Бег времени » , 1965 .

Начиная с середины 1920 – х годов Ахматова много занимается
архитектурой старого Петербурга , изучением жизни и
творчества А . С . Пушкина , что отвечало ее художественным
устремлениям к классической ясности и гармоничности
поэтического стиля , а также было связано с осмыслением
проблемы « поэт и власть » .
В Ахматовой , несмотря на жёстокость времени ,
дух высокой классики не истребимл ее творческую манеру
и стиль жизненного поведения .

ВОСПОМИНАНИЕ

Ты выдумал меня . Такой на свете нет ,
Такой на свете быть не может .
Ни врач ни исцелит , не утолит поэт , —
Тень призрака тебя и день и ночь тревожит .

Мы встретились с тобой в невероятный год ,
Когда уже иссякли мира силы ,
Все было в трауре , все никло от невзгод ,
И были свежи лишь могилы .

Без фонарей как смоль
был черен невский вал ,
Глухая ночь вокруг стеной стояла …
Так вот когда тебя мой голос вызывал !

Что делала – сама еще не понимала .
И ты пришел ко мне , как бы звездой ведом ,
По осени трагической ступая ,
В тот навсегда опустошенный дом ,
Откуда унеслась стихов сожженных стая .
1956 , 18 августа

В трагические 1930 — 1940 годы Ахматова разделила судьбу
многих своих соотечественников , пережив арест сына , мужа ,
гибель друзей , свое отлучение от литературы партийным
постановлением 1946 года .
Со « стомилльонным народом » она сказала :
« Мы ни единого удара не отклонили от себя » .
Произведения Ахматовой этого периода — поэма « Реквием »
( 1935 год , в СССР опубликовано в 1987 году ) ,
стихи , написанные во время Великой Отечественной войны .
*-*-*
Уже безумие крылом
Души накрыло половину ,
И поит огненным вином
И манит в черную долину .

И поняла я , что ему
Должна я уступить победу ,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду .

И не позволит ничего
Оно мне унести с собою
( Как ни упрашивай его
И как ни докучай мольбою ) :

Ни сына страшные глаза –
Окаменелое страданье –
Ни день , когда пришла гроза ,
Ни час тюремного свиданья ,

Ни милую прохладу рук ,
Ни лип взволнованные тени ,
Ни отдаленный легкий звук –
Слова последних утешений .
4 мая 1940
Фонтанный Дом

Поэтическое творчество Ахматовой – крупнейшее явление культуры XX века .
И оно получило мировое признание .
В 1964 году она стала лауреатом международной премии
« Этна – Таормина » , в 1965 году — обладателем почетной
степени доктора литературы Оксфордского университета .
5 марта 1966 года Ахматова умерла в поселке Домодедово .
10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее
был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом .
Уже после ее смерти , в 1987 году , во время Перестройки ,
был опубликован трагический и религиозный цикл « Реквием » ,
написанный в 1935 — 1943 годах ( дополнен 1957 — 1961 ) .
*-*-*
Опять поминальный приблизился час .
Я вижу , я слышу , я чувствую вас :
И ту , что едва до окна довели ,
И ту , что родимой не топчет земли ,

И ту , что красивой тряхнув головой ,
Сказала : « Сюда прихожу , как домой » .
Хотелось бы всех поименно назвать ,
Да отняли список , и негде узнать .

Для них соткала я широкий покров
Из бедных , у них же подслушанных слов .
О них вспоминаю всегда и везде ,
О них не забуду и в новой беде ,

И если зажмут мой измученный рот ,
Которым кричит стомильонный народ ,
Пусть так же оне поминают меня
В канун моего погребального дня .

А если когда – нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне ,
Согласье на это даю торжество ,
Но только с условьем : не ставить его

Ни около моря , где я родилась
( Последняя с морем разорвана связь ) ,
Ни в царском саду у заветного пня ,
Где тень безутешная ищет меня ,

А здесь , где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов .
Затем , что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь ,

Забыть , как постылая хлопала дверь
И выла старуха , как раненый зверь .
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы струится подтаявший снег ,

И голубь тюремный пусть гулит вдали ,
И тихо идут по Неве корабли .
Около 10 марта 1940
Фонтанный Дом

Visits: 296

Опубликовано 26 Сен 2014 в 22:47. Рубрика: Писатели , поэты. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзывтрекбек со своего сайта.

2 комментария на «Я вижу , я слышу , я чувствую вас — Анна Ахматова»

  1. 26 Июн 2018 в 14:58

    Владимир Смирнов пишет:

    Бесконечно благодарен автору Блога за передачу общей тональности и темы жизни Анны Ахматовой в этой публикации.. Особенно важным для меня было возвеличивание поэмы Анны Ахматовой “Реквием”. Мои последние примерно 20 лет жизни я потратил на изучение архивно-следственных дел в архиве Одесского УСБУ, чтобы окунуться в правде воспетых А.Ахматовой дней в поэме “Реквием”. Сейчас написан Эпилог к пяти частям серии книг под общим названием “Реквием ХХ века”. При этом в конце Эпилога, который уже есть в электронном варианте, но пока его нет в книжном из-за препятствий в выделении средств, хотя государство и выделяет средства на “социально-значащую литературу” В конце Эпилога помещена поэма Ахматовой “Реквием” с портретами Ахматовой и Гумилева, который, увы, всю жизнь боготворил свою жену, которая посвятила ему только одну строчку в “Реквиеме” …”Где тень неутешная ищет меня”. После поэмы я привел напечатанные ноты моего друга и учителя В.А.Швеца , преподававшего в школе Столярского музлитературу – написанный им “Реквием” на слова Ахматовой. Спасибо Вам. Мой Эпилог, если Вы захотите, я могу прислать электролнной почтой с благодарностью за счастье услышать и “почувствовать” Анну Ахматову. В.Смирнов

  2. 26 Июн 2018 в 15:23

    Татьяна пишет:

    Владимир! Спасибо вам!
    С удовольствием почитаю вашу книгу.
    Думаю, что узнаю из неё много нового о жизни
    и творчестве Анны Ахматовой

Ваш отзыв